Снимая барьеры

 28-10-2016, 08:30  0 комментарий  90 просмотров  izvestia.ru

Адвокат Дмитрий Собенин — о том, зачем потребовалось менять закон о социальной защите инвалидов





Российское правительство рассматривает проект изменений в закон «О социальной защите инвалидов в РФ», который должен помочь в реализации права инвалидов на беспрепятственный доступ к различным объектам и услугам. На заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности проект уже был рассмотрен и одобрен. После окончательной подготовки он будет внесен в Государственную думу.

Государство в этом вопросе давно взяло курс на улучшение положения людей с ограниченными возможностями и интегрирование их в социум. Это показатель культурного и социального развития, это показатель здорового общества.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. После чего в 2013–2014 годах было принято свыше 15 законодательных актов о внесении изменений в более чем 30 федеральных законов для того, чтобы установить обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций по обеспечению инвалидам доступной среды.

Аналогичные изменения были внесены в законы субъектов Федерации, а также во все административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг. Но просто подписать бумаги для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями не чувствовали ограничений в повседневной жизни, — недостаточно. К сожалению, многие из тех, кто с трудом передвигается, плохо видит или слышит, по-прежнему не могут полноценно пользоваться объектами и услугами, на которые имеют право. Например, в вузе могут быть квоты для студентов-инвалидов, но при этом отсутствовать лифты для передвижения колясочников, специальные кабинеты для инвалидов по слуху, тактильная плитка для инвалидов по зрению. И получается, что человек с ограниченными возможностями имеет право получить высшее образование, но не имеет технической возможности приходить в институт.

В базовом законе о соцзащите инвалидов в Российской Федерации достаточно четко прописано создание комфортной среды для инвалидов. На деле, если посмотреть в отраслевое законодательство, к примеру, в сфере транспорта, связи, культуры, можно обнаружить, что про инвалидов там сказано разве что декларативно. На практике эти декларативные нормы реализуются редко. Имеются большие проблемы с организацией доступной среды для людей с ограниченными возможностями: не везде или не по правилам оборудованы пандусы, лифты для передвижения инвалидов-опорников, уложена тактильная плитка и так далее.

Для людей с ограниченными возможностями городская среда зачастую остается недоступной.

Связано это в том числе и с тем, что законодательством не были определены полномочия правительства России, высших исполнительных органов субъектов по определению органов государственной власти, уполномоченных на проведение контроля за соблюдением требований к обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов. Не было механизма реализации контрольно-надзорных функций по этому вопросу в рамках уже установленных видов контроля и надзора в сфере предоставления таких услуг населению, как транспорт, связь и информация, образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное обслуживание и т.д.

Новый законопроект должен обеспечить реализацию права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам, потому что сейчас эта норма выполняется не всегда. Например, в моей практике был такой случай: ко мне обратился родственник инвалида, перевозивший его на своей машине. Этого родственника оштрафовали за неправильную парковку (они запарковались у медучреждения), несмотря на то что у них с собой имелись все необходимые документы и на машине был прикреплен соответствующий знак. Однако инспектор ДПС трактовал ПДД в свою сторону, воспользовавшись пробелами в законодательстве.

В новом же варианте законопроекта предлагается возложить некоторые функции по государственному контролю в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти регионов — те, которые сейчас ведут госнадзор в сферах транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания. При этом установление новых видов государственного надзора не предусмотрено, а дублирование полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти исключено.

То, что будут установлены механизмы контроля и ответственности государственных органов за соблюдением прав людей с ограниченными возможностями, должно положительно сказаться на развитии безбарьерной среды.

Социологами выявлена закономерность: чем больше человек встречается в повседневной жизни с инвалидами, тем правильнее он воспринимает проблему инвалидности и меньше руководствуется предрассудками. Инвалидность уходит на второй план, в общении главными становятся личность человека, его характер, его профессионализм. А чем меньше таких контактов — тем больше отчуждение. Но для того, чтобы этих контактов стало больше, надо, чтобы инвалиды были полноценно интегрированы в общество.

Автор — специалист в сфере госуправления, эксперт ФППК



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




Похожие материалы
Комментарии пользователей
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Реклама
Интересное
Советуем посмотреть